ГДЗ История России 6 класс Данилов, Косулина

ГДЗ История России 6 класс Данилов, Косулина

авторы: .
издательство: "Просвещение"

Раздел:

История России с древнейших времен до конца XVI века 6 класс Данилов. Темы проектов. Номер №3

Подготовьте проект на тему «Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIV−XVI веках». Соберите информацию о воспитании и образовании, моде мужчин и женщин, быте. Сравните образ жизни наших предков и европейцев. Результаты проекта оформите в виде презентации.

reshalka.com

История России с древнейших времен до конца XVI века 6 класс Данилов. Темы проектов. Номер №3

Решение

Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIV−XVI веках.
Воспитание
Обобщающим руководством по обустройству домашнего хозяйства, воспитанию детей, поведению в быту крестьян стал «Домострой», написанный при участии протопопа Сильвестра в середине XVI в. «Домострой», говоря современным языком, — домоводство. Это один из многих сборников «учительного» содержания на Руси, предназначенный для домашнего чтения «Домострой» объединяет статьи не только духовного, но и бытового содержания: «как Богу молиться» и «как обрезки беречь». В нем впервые на Руси идеал аскетический «примеряется» с идеалом житейским, а добытые трудом достаток и благополучие объявляются угодными Богу. «Домострой» указывает в какие дни подавать лебедей, журавлей, петухов, перепечу, предлагает наставления к деланию меда, кваса, пива, к приготовлению каш и варений, дает список блюд и в то же время преподает господину дома назидание, как управлять женой, детьми и рабами, избегать греха и злых помыслов, угождать Богу, чтить царя, князей и вельмож, вести себя за столом, «сморкнути или плюнути, от людей заворотясь, да и потереть ногою». В «Домострое», как ни в каком другом печатном издании, отразились многие особенности быта людей того времени .
Образование
Подготовка ребенка к взрослой, самостоятельной жизни осуществлялась вне школы.
Основу такой подготовки составляло овладение трудовыми навыками. Поэтому в каждом сословии продолжали существовать свои традиции профессионального обучения. Чаще всего ремесло передавалось от отца к сыну, но иногда детей отдавали на выучку к мастеру−профессионалу, который принадлежал к тому же сословию.
Обучение грамоте, чтению, счету могло также происходить в семье, у грамотного родственника либо на дому у "мастера грамоты".
В конце XVI века на Руси появились первые печатные учебники − азбуки.
Основоположником отечественного книгопечатания считается Иван Федоров (15101583 г.г.).
В 1574 году во Львове и в 15801581 гг. в Остроге он издал знаменитые буквари, впитавшие опыт учительской работы мастеров грамоты предшествующих веков. В послесловии к "Букварю" (1574 г.) Иван Федоров изложил некоторые методические требования к использованию этих изданий. Само название послесловия − "Обращение к детям и родителям" − говорит о том, что букварем могли пользоваться и дети, и родители, а обучение грамоте рассматривалось как дело семейное.
За религиозное воспитание детей отвечала церковь. В обязанности священников входило обучение основным догматам христианского вероучения, воспитание уважения к церковным и светским властям.
Религиозно−нравственное воздействие сочеталось с элементарным обучением − большая часть училищ находилась при приходских храмах. Связь между образованием и церковью все более укреплялась. Грамота по−прежнему изучалась ради возможности читать одобренные церковью книги.
Существовавшие тогда способы обучения вполне отвечали потребностям государства и общества, какая−либо новая организация образования казалась ненужной, и до XVII века государственных школ грамоты в России не было.
Главное внимание уделялось усвоению детьми житейских правил, а не научных знаний.
Самым образованным сословием было духовенство.
В монастырях можно было получить широкое по тем временам образование. Конечно, акцент традиционно делался не столько на усвоении суммы знаний, сколько на нравственно−религиозном воспитании, духовном самосовершенствовании.
Одежда
Одежда русских за несколько веков не претерпела больших изменений. Рубаха и порты по−прежнему составляли основу гардероба. Верхней одеждой стал кафтан. Крестьяне шили его из серого домашнего сукна. Кафтан был прямого покроя, без талии, не имел карманов и иных деталей. Люди зажиточные отличались тем, что носили кафтаны из цветного тонкого сукна. Па ногах крестьян по−прежнему красовались лапти. В год крестьянин изнашивал до 60 пар лаптей. Кожаная обувь была большой редкостью. Сапоги имели только зажиточные люди, да и то надевали их в праздничные дни. Люди всех сословий носили рукавицы.
Зимой ходили в коротких овчинных шубах − тулупах. Овчина домашней выделки была непрочной и быстро изнашивалась. Поэтому поверх шуб надевали кафтаны. Зажиточные люди покрывали шубы холстом или сукном. Непременным элементом мужской одежды был кушак − длинный кусок шерстяной ткани шириной 3040 см, которым подпоясывали кафтан или тулуп.
В женской одежде было больше разнообразия. Оно достигалось за счёт использования вышивки, кружев, лент и прочих декоративных элементов. По сам набор одежды был небольшим. По−прежнему основным элементом одежды оставалась льняная рубаха. Но теперь она стала менее заметна в женском костюме. Всё чаще поверх рубахи надевали сарафан с пуговицами по всей длине. На сарафан надевали душегрею короткополую кофту с рукавами или без них. Зимой крестьянки носили овчинные шубы, которые почти ничем не отличались от мужских. В таких же одеждах ходили небогатые горожанки. Всю свою одежду женщины шили сами. На ногах были лапти. На голове девушки носили повязки, завязанные сзади лентами. Волосы заплетали в косы. Замужние женщины тщательно прятали волосы под особую шапочку из шёлка − волосник. Показать волосы для замужних женщин считалось большим грехом (отсюда появилось слово «опростоволоситься»). Поверх волосника надевали платок.
Быт
Русские люди XVI в. по−прежнему жили преимущественно в деревянных избах. Веками крестьяне приспосабливали жилище к своему образу жизни. Жилище с давних пор было не только областью удовлетворения потребности человека в жилье, но и частью его экономической, хозяйственной жизни. Разумеется, что в особенностях жилища, его размерах, благоустроенности отражалась и социальная дифференциация общества. Почетное место в избе − «красный угол» − находилось по диагонали от печи, которая определяла планировку избы. Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки. Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник. Угол напротив печи, слева и справа от двери, был рабочим местом хозяина дома. Мебели в избе было не много – стол, лавки, сундуки, посудные полки. Главный предмет мебели – обеденный стол.
Значительную часть хозяйственного двора занимал сарай для хранения рабочего инвентаря. Отдельно от дома обычно ставили баню, колодец и амбар.
В обязанностях крестьянина Древнерусской Руси не было разнообразия – это работа в поле и по хозяйству. Осенью крестьянин пахал землю сохой два – три раза. После пахоты поле боронили. Вслед за осенним боронованием наступало время озимого сева. После него земледельческие работы откладывались до самой весны. Весна – пора ярового сева. К этому ответственному делу крестьянин готовился особо: накануне мылся в бане, в день сева одевал белую рубаху. Так же на сев приглашали священника совершить молебен. Лето – самая напряженная трудовая пора на селе: жатва и сенокос. Жатва считалась самой страдной порой на селе. Целый день от зари до заката работал крестьянин , на покладая рук и не разгибая спины. Сенокос тоже немаловажен, так как от его успеха зависело благополучие скота.
Основа питания оставалась неизменной. Ее составляли щи, каша, хлеб, пареная и печеная рыба, а в скромные дни – вареное мясо. Серьезным подспорьем были лесные дары – грибы, ягоды, орехи, мед. Но основой всему оставался хлеб. Обильным и разнообразным был праздничный стол в богатых домах, включавший пироги, меды, дорогую осетровую рыбу, привозное вино. Трудно сказать сколько раз в день ели крестьяне в XVI в.
В крестьянской семье царил дух взаимопомощи, обязанности были строго распределены, из поколения в поколение передавались традиции, трудовые навыки, нравственные устои.