ГДЗ История России 6 класс Данилов, Косулина

ГДЗ История России 6 класс Данилов, Косулина

авторы: .
издательство: "Просвещение"

Раздел:

История России с древнейших времен до конца XVI века 6 класс Данилов. §5. Учимся быть историками. Номер №1

Используя дополнительные материалы, подготовьте сообщение на тему «Языческие традиции дохристианской Руси».

reshalka.com

История России с древнейших времен до конца XVI века 6 класс Данилов. §5. Учимся быть историками. Номер №1

Решение

Языческие традиции дохристианской Руси.
Древние языческие традиции дохристианской Руси имели религиозные корни, ведь большинство традиций народа связаны с конкретными мифологическими существами.
Важным являлся для славян календарь. Языческие традиции дохристианской Руси чаще всего имели определенную дату. Это мог быть праздник или день поклонения какому−нибудь божеству. Подобный календарь составлялся на протяжении многих поколений.
Ритуал Имянаречения
Едва увидев свет, младенцы проходили через обряд имянаречения. Выбор прозвания казался весьма важным. Имя определяло и всю дальнейшую судьбу. Поэтому родителям необходимо было подобрать окончательный вариант задолго до появления малыша.
Имелся у родильного ритуала иной смысл. По имени определялась связь с семьей, происхождение и место поселения славянина. Подоплека ритуала всегда была религиозной. Имянаречение посвящало новорожденного в древнеславянскую веру.
Ритуал Раскрещивания
Существовал и обратный языческий обряд, обеспечивающий возвращение к истокам, к родной семье и вере. Исторически он получил наименование раскрещивания.
Не привыкшие к новому учению славяне предусмотрели возможность возврата к религии предков. Для очищения от иноземной веры отправлялись на капища, части языческих храмов, предназначаемые для проведения обрядов. Места эти укрывали самые глухие леса, степные полосы либо рощи.
Желающий расстаться с иноземной верой человек приводил с собой трех свидетелей. Соискатель становился на колени, волхв читал над ним заклинание, очищающее заблудшего от ошибок. В завершение старорусского обряда необходимо было искупаться для завершения по всем правилам.
Свадьба
Церемония свадьбы означала на Руси вступление молодых людей во взрослую жизнь. К незамужним либо бездетным родственникам относились с подозрением и даже осуждением.
На свадьбе праздничный стол уставлялся угощениями. Главным кушаньем считался каравай, символ богатства будущей семьи. Пекли его с особым ритуалом. Начинали длительный старорусский обряд свадьбы со сватовства. В конце его отец невесты обязательно получал от жениха выкуп. Молодые начинали жизнь в собственной избе.
Новоселье
По свадебным традициям важным ритуалом считался выбор жилья. Порчу на дома умели наводить немало злобных существ. Поэтому с особой тщательностью подбирали место для дома. Без ритуала новоселья нельзя представить новую жизнь в едва зародившейся семье. Некоторые моменты оставались востребованными вплоть до позапрошлого столетия.
Проверяли соответствие жилья так: на просторный участок пускали корову. Место, куда она ложилась, считали самым оптимальным для начала строительства.
Ритуал Колядования
Самым известным календарным обрядом стало колядование.
Приурочен уже современный ритуал к православному кануну Рождества. Древние славяне когда−то в эту пору обходили группами поселение, собирая гостинцы. Участие в таких обходах принимала только молодежь. Увеселительное празднество проходило в скоморошьих костюмах. Рядились и в звериные шкуры, маски. Молодые люди обходили всех соседей, возвещая о рождении Солнца. Это означало окончание старого года
Калинов мост
Ключевым в языческой культуре был обряд погребения. Он завершал земную жизнь человека, а его родственники, таким образом, прощались с усопшим. В зависимости от региона, сущность похорон у славян менялась. Чаще всего человека хоронили в гробу, в который, кроме тела, клали личные вещи умершего, чтобы они могли послужить ему в загробной жизни. Однако у племенных союзов кривичей и вятичей, напротив, было распространено ритуальное сжигание усопшего на костре.
Ритуал Тризна
Вторая часть погребения именовалась тризной. Состоял культ из поминального пира с соревнованиями. Были распространены жертвоприношения и массовые обращения к духам предков.
Их просили помочь обрести утешение все живые. Особо торжественной являлась тризна по погибшим защищая родные земли воинам. Во время тризны прославляли их деяния.
Гадания
Многочисленными и разнообразными были древнеславянские гадания.
Гадания основывались на почитании славян многоликого природного мира – деревьев, камней, воды, огня, дождя, солнца, ветра и т. д. Другие подобные ритуалы, необходимые для того, чтобы узнать свое будущее, проводились в качестве обращения к духам умерших предков. Постепенно сложился уникальный славянский календарь, основанный на природных циклах, по которому сверялись, когда лучше всего идти гадать.
Магические обряды были необходимы для того, чтобы узнать, каким будет здоровье родственников, урожай, потомство у домашнего скота, благосостояние и т. д. Самыми распространенными были гадания о браке и предстоящем женихе или невесте. Для того чтобы провести такой ритуал, славяне забирались в самые глухие и нелюдимые места – заброшенные дома, лесные рощи, кладбища и т. д. Делалось это потому, что именно там обитали духи, у которых и узнавали будущее.
Купальская ночь
У народного торжества есть четко определенная дата, 24 июня. Эта ночь соответствует летнему солнцевороту.
Ритуал описывается в древних летописях, к примеру, Густынской. Начинали с приготовления поминальных кушаний. Их приносили в жертву в память об ушедших предках. Следующей важной частью были массовые купания. В них особенно охотно участвовала молодежь. Было распространено мнение, что вода обретает магическую и лекарственную силу.
Главным действом становилось разжигание костра. Все молодые люди вечером отправлялись на сбор хвороста. Вокруг костра водили хороводы, прыгали через него. По верованиям, такое пламя очищало от злобных духов. Побывать вблизи огня должны были все.
Все обычные запреты на ритуальную ночь снимались. Такое вседозволение символизировало праздничное разгулье нечисти. С завершением праздника вся община вновь возвращалась к привычному размеренному быту.