ГДЗ Биология 11 класс (Линия Жизни) Пасечник, Каменский, Рубцов, Швецов

ГДЗ Биология 11 класс (Линия Жизни) Пасечник, Каменский, Рубцов, Швецов

авторы: , , , .
издательство: "Просвещение"

Раздел:

ГДЗ учебник по биологии 11 класс (Линия Жизни) Пасечник. Лабораторная работа №3. Часть I. Номер №1

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 «Методы измерения факторов среды обитания» (учебно−исследовательский проект)
Экологи используют различные методы и средства измерения факторов среды обитания. Обычно их подразделяют на контактные, дистанционные и биологические методы.
Контактные методы позволяют добиться высокой точности измерений и строгого контроля в ограниченных объёмах. Контактные методы не всегда можно применить из−за недоступности многих точек наблюдения.
Применение биологических методов для оценки среды подразумевает выделение видов животных или растений, чутко реагирующих на тот или иной тип воздействия. Методом биоиндикации с использованием подходящих индикаторных организмов в определённых условиях может осуществляться качественная и количественная оценка (без определения степени загрязнения) эффекта антропогенного и естественного влияния на окружающую среду.
Биологические методы помогают диагностировать негативные изменения в природной среде при низких концентрациях загрязняющих веществ. Особую значимость имеет то обстоятельство, что биоиндикаторы отражают степень опасности соответствующего состояния окружающей среды для всех живых организмов, в том числе и для человека.
Методические рекомендации
Учитывая, что методов измерения факторов среды обитания достаточно много и многие из них требуют сложного оборудования, целесообразно провести изучение состояния окружающей среды в микрорайоне школы, используя наиболее простые и доступные методы.
С целью экономии времени класс можно разбить на группы. Каждая группа выполняет часть лабораторной работы. Затем полученные результаты обобщаются, анализируются, и в ходе их обсуждения делаются выводы.
Часть I. Анализ качества воды
Качество воды характеризуют её прозрачность, мутность, цвет, запах, вкус, реакция среды, содержание растворённых солей, степень загрязнения химического, бактериологического и др. Желательно провести анализ воды, взятой из разных источников. Учащихся можно разделить на группы, каждая из которых будет проводить анализ воды, взятой из определённого источника (водоём, река, ручей, вода из−под крана и т. д.).
Цель работы: дать характеристику качества воды, взятой из разных источников.
Материал и оборудование: пробы воды; стеклянные сосуды; предметное стекло; дистиллированная вода.
Ход работы:
1. Запишите, из какого источника взята проба воды.
2. Налейте в химический стакан эту воду и рассмотрите её на свет. Определите её прозрачность. Вода может быть: прозрачная, слабо мутная, сильно мутная.
3. Определите цвет воды. Для этого опустите в стакан с водой белую пластинку или лист белой бумаги. Цвет воды может быть: бурый, светло−коричневый, жёлтый, светло−жёлтый, зеленоватый, бесцветный.
4. Определите запах воды и его интенсивность. Естественный запах может быть болотным, глинистым, древесным, плесневым, травянистым, сероводородным. В случае попадания в воду инородных веществ она может пахнуть бензином, мазутом, хлором, навозом и т. п. По интенсивности запах может быть: слабый (он обнаруживается, если обратить на него внимание); заметный (легко обнаруживается), отчётливый (обращает на себя внимание), сильный (делает воду негодной для питья). Питьевая вода не должна иметь запаха.
5. Определите вкус воды. Вкус воды определяется только для питьевой воды. Вода может быть: солёная, горькая, кислая, с хлорным, металлическим или иным привкусом, безвкусная или с приятным для питья вкусом.
6. Определите, образуется ли осадок после суточного отстаивания воды в трёх−литровом сосуде. Если осадок образуется, он может быть: хлопьевидным слизистым, хлопье−видным желтовато−коричневым, плотным белым (желтоватым), плотным бурым (коричневым), сероватым, в виде песка, глины или растительных остатков.
7. Определите реакцию водной среды с помощью универсального индикатора. Запишите рН исследуемой воды и по его значению определите реакцию среды.
8. Определите наличие растворённых солей. Для проведения исследования подготовьте два чистых и обезжиренных предметных стекла. На одно нанесите несколько капель исследуемой воды, на другое − дистиллированной. Дистиллированная вода не содержит растворённых солей. Выпарите воду со стёкол и сравните их. Белый налёт указывает на наличие солей. Чем он больше, тем больше солей было растворено в воде.
9. Исследуйте разные пробы воды, а полученные результаты занесите в таблицу.

Характеристика воды Пробы воды 1 Пробы воды 2 Пробы воды 3
1. Из какого источника взята проба
2. Прозрачность
3. Цвет
4. Запах и его интенсивность
5. Вкус
6. Осадок
7. Реакция среды (рН)
8. Наличие солей

10. Сделайте вывод по результатам работы

reshalka.com

ГДЗ учебник по биологии 11 класс (Линия Жизни) Пасечник. Лабораторная работа №3. Часть I. Номер №1

Решение

Характеристика воды Пробы воды 1 Пробы воды 2 Пробы воды 3
1. Из какого источника взята проба Вода из реки Вода из−под крана Вода из пруда
2. Прозрачность Прозрачная Прозрачная Прозрачная
3. Цвет Бесцветная, с взвешенными частицами Прозрачная без взвешенных частиц Прозрачная, с взвешенными частицами
4. Запах и его интенсивность Без запаха Без запаха Запах цветения (водорослей)
5. Вкус Вкус соленый Нет вкуса Вкус неприятный
6. Осадок Присутствует Отсутствует Присутствует
7. Реакция среды (рН) pH=6, слабо кислая pH=7, нейтральная pH=6, слабо кислая
8. Наличие солей Присутствие солей, NaCl Нет солей Присутствие солей в малом количестве

Вывод: Анализ проб воды показал, что вода из первой и третьей пробы не пригодна для питья.