Проведение маршрутной съёмки и составление плана местности.
Цель: обучение проведению маршрутной съёмки и составлению плана местности.
Оборудование: учебник, планшет, компас, визирная линейка, карандаши, ластик.
Форма выполнения: оформление в виде плана на местности на отдельном листе.
Последовательность выполнения.
На основе алгоритма деятельности,представленного в параграфе 12 «Учимся с «Полярной звездой» (1), выполните практическую работу.
1) Составьте план на основе съёмки местности.
а) Сформулируйте проблему в виде вопроса: _
б) Определите цель проведения съёмки местности: _
в) Подготовьте необходимые приборы для съёмки: _
г) Изучите на основе комментированного чтения текст «Составляем план местности».
д) Составьте программу проведения съёмки.
е) Выйдите на школьный двор и проведите съёмку местности.
ж) Оформите окончательно план цветными карандашами.
Проведение маршрутной съёмки и составление плана местности.
а) Проблема: Как изобразить видмую местность на чертеже в выбранном масштабе с помощью условных знаков?
б) Цель: Произвести сьемку местности и составить план.
в) Для составления плана местности нам потребуется: жидкостный компас, карандаш, ластик, цветные карандаши, булавка.
г) Изучаем текст «Составляем план местности».
д) Программа проведения сьемки:
• Теоритическая подготовка. Отвечаем на вопросы: Как измерить азимут на местности до объекта? Как измерить расстояние на местности? Как перенести на план расстояния, измеренные на местности? Как нанести азимут на план?
• Работы на местности. Измерение расстояния до объектов шагами. Определение азимута до объектов. Заполнение данных в таблицу.Выбор масштаба. Нанесение объектов на планшет.
• Работа по оформлению плана местности. Нанесение всех объектов с помощью условных знаков и масштаба.
е) Практическая работа на местности.
1) Выбор точки, откуда будет производиться маршрутная съемка − Главный вход в школу.
2) Все объекты на плане изображаются в уменьшенном виде. Все расстояния на плане уменьшены в строго определенное количество раз по сравнению с теми же расстояниями на местности, то есть план составляется в масштабе. Выбираем масштаб. Для нас удобным будет масштам в 1 см − 2 м (1:200).
3) На планшете определяем направление север−юг. Нарисуем в верхнем углу плана стрелку, направленную наверх, и подпишите букву «С» возле нее. Она будет изображать направление на север.
4) На план, кроме Главного входа в школу. нужно будет нанести направления на четыре главных ориентира: клумба, спортивная площадка, фруктовый сад, зеленые насаждения. Расстояние измеряем с помощью шагов. Длина шага примерно 50 см. Чтобы перенести любую другую точку местности на план, необходимо отметить направление на нее и расстояние до нее от первой точки. Для этого для каждой точки выполняем следующие действия:
– с помощью компаса измеряем азимут искомой точки;
– с помощью транспортира на плане отложите соответствующий угол.
– на этой линии откладываем длину отрезка от «полюса» съемки до искомой точки. Для этого измеренное на местности расстояние перевести в сантиметры;
– в соответствии с избранным масштабом;
– подписываем отмеченную точку.
С помощью условных знаков обозначаем, чем занята местность.
ж) Оформление плана местности.
• Возьмем чистый лист бумаги
• Отмечаем на нём стрелочку СЮ, можно несколько стрелочек как показано на рисунке, масштаб съёмки и свои Ф.И.
• Положим свою работу, выполненную на местности, на чистый лист бумаги так, чтобы линии СЮ совпадали по направлению.
• Булавкой проткните нанесённые точки.
• Нанесите условные знаки.