Практическая работа. Работаем с картой.
Девизом при выполнении заданий будут слова известного географа, океа нолога, картографа Ю. М. Шокальского: «Карта есть удивительное орудие изучения земного шара, которое одно только и сможет дать человеку дар провидения».
В рабочей тетради выполните задания § 17 в учебнике (стр. 58−59). Определите, можете ли вы пользоваться планом и картой. Для этого поставьте знак «+», если можете, или знак «−», если затрудняетесь.
_ Определять направление на плане и карте.
_ Определять расстояние на плане и карте с помощью масштаба.
_ Определять взаиморасположение объектов на плане и карте.
_ Определять географические координаты точки на карте.
_ Находить точку на карте по её географическим координатам.
_ Определять абсолютные высоты и глубины на плане и карте.
_ Составлять описания местности по топографическим картам.
Выставите себе отметку _ и выполняйте задания далее.
1) Выполните задание I. Для этого выделите признаки для сравнения.
Признаки для сравнения | План | Карта |
---|---|---|
Вывод_
2) По рисунку 24 (стр.38 учебника) опишите маршрут по топографической карте. Для этого ответьте на вопросы задания II.
3) Выполните задание III в учебнике.
Изучите топографическую карту на рисунке 37 (стр. 59 учебника). С помощью масштаба определите расстояние по прямой:
а) от точки B до точки A _
б) от точки B до точки C _
Абсолютная высота точки B _ .
Выявите, какой из этапов эстафеты вам кажется самым простым: _
Самым сложным _ . Почему? _
4) Выполните проектное задание и запишите:
Наилучший вариант освоения земельного участка _ потому что _ .
При ответе опирайтесь на вопросы, поставленные в тексте учебника. Выполняя этот проект, представьте себя предпринимателем, который приобрёл участок земли за свои деньги, осваивает его с целью производить продукты для общества, получать прибыль для себя, культивировать окружающую местность. Как вы думаете, у вас получилось?
5) Оцените изученный материал. Как вы считаете, вы освоили тему «План и карта»? Вам понравилось выполнять задания? Какие оказались сложными? Какие − интересными?
Практическая работа. Работаем с картой.
+ Определять направление на плане и карте.
+ Определять расстояние на плане и карте с помощью масштаба.
+ Определять взаиморасположение объектов на плане и карте.
+ Определять географические координаты точки на карте.
+ Находить точку на карте по её географическим координатам.
+ Определять абсолютные высоты и глубины на плане и карте.
+ Составлять описания местности по топографическим картам.
Отметка "5"
Сравнение плана и карты.
Признаки для сравнения | План | Карта |
---|---|---|
Форма изображения земной поверхности | Плоская | Плоская |
Учет кривизны земной поверхности | Не учитывается | Картографическая проекция |
Охват территории | Небольшие, выбранные участки земной поверхности | Вся Земля, материки, страны, океаны и т.д. |
Масштаб | Крупный 1:5000 и более | Мелкий 1:10 000 и меньше |
Расположение сторон горизонта | На планах стрелкой обозначают направление на север. Остальные направления определяются исходя из северного направления: противоположное ему − южное, слева − западное, справа − восточное. | Направление с севера на юг определяют меридианы, с запада на восток − параллели. |
Содержание | Наносятся все объекты и детали определённой местности в заданом масштабе. | Отбираются только сущственные объекты и свойства. |
Условные знаки | Условные обозначения похожи на реальные объекты. Так, деревья изображают зеленым цветом, горы − коричневым, воду − голубым. | Условные знаки разнообразны, зависят от выбранной темы, лишь на физической карте, приближены к реальной действительности (горы − коричневым, воду − голубым). |
Градусная сетка | Не всегда; если участок изображаемой местности небольшой , то элементов градусной сетки не наносят. | Указывают все элементы градусной сетки. |
Вывод: Географические план и карта представляют собой изображения участков земной поверхности с помощью условных обозначений и в определенном масштабе. План используется для отображения небольших участков земной поверхности, а карта позволяет отбразить очень большие участки земной поверхности (хоть и в сильно уменьшенном масштабе).
2) Описание маршрута.
Мы отправляемся в поход. Утром собираемся у церки в селе Барсуки, затем спускаемся к реке Зайке отправляемся на лодке вниз по ее течению в северо−восточном, затем в юго−восточном направлении до деревянного моста. При движении по реке на правом берегу мы увидим полевые дороги, двухпутные железные дороги и насыпи. На левом берегу располагается крупное село Красное. Далее пойдем пешком до села Клёново. Пешком нам предстоит пройти 1500 м в северном направлении. При движении к селу Клёново нам предстоит подниматься вверх. У железнодорожной насыпи сделаем остановку. К северо−западу от железнодорожной насыпи расположен очень большой овраг. Нас могут подстерегать различные опасности болота, ямы и овраги, пересечение железнодорожного полотна. Перед путешествием мы изучили правила безопасности на воде, открытой местности, подготовили необходимый инвентарь, аптечку. В рюкзаке у каждого должен быть компас, карта местности (маршрута), индивидуальные средсва оказания доврачебной медицинской помощи, желательно средства связи.
3) Расстояния.
а) от точки B до точки A − 440 м.
б) от точки B до точки C − 410 м.
Абсолютная высота точки B − 140 м.
Самым простым этапом эстафеты стало описание маршрута по топографическому плану. Сложным выбор маршрута.
4) Наилучший вариант освоения земельного участка: развитие сельского хозяйства (животноводство и растениеводство), потому что есть все необходимые условия для строительства фермы, выпаса животных, есть луговая растительность, можно использовать под сенокос, наличие воды (река и озеро).
Какие участки подходят: а) для распашки под поля; б) под сенокосы; в) для
строительства домов; г) для лыжной трассы; д) для других объектов (предложите)?
Описание териториии.
На представленном участке нет объектов, построенных человеком. В центральной части протекает река с севера на юг. С запада и востока впадают притоки. На северо−западе березовый лес, в центре которого имеется холм высотой 133 м, на северо−востоке − холм с высотой 128 м, в центральной части кленового леса. На юго−западе кленовый лес, на юго−востоке участок кустарниковой растительности. Кутизна склонов одинаковая, выровненные участки в центральной части местности. Дорогу нужно проложить с севера на юг, построить небольшой мост через приток реки. Для лучшего использования местности, нужно строить мост (переправу через русло главной реки).
Участки, подходящие для:
а) для распашки под поля;
б) под сенокосы;
в) для строительства домов;
г) для лыжной трассы.
5) Изучение темы "План и карта" было сложным, но интересным. Для выполнения заданий необходимо было изучить легенду карты и плана, понимать расположение обектов по сторонам света, расположение холмов и других обьектов. Творческие задания выполять оказалось непросто, так как помимо желания расположить те или иные обьекты, нужно было оценить реальные условия для местности.