Наблюдая по телевизору за высадкой астронавтов на Луну, преподаватель американского колледжа заметил, что у одного из отсеков спускаемого аппарата (лунного модуля) свисал рядом с фигурой космонавта, качаясь на чём−то вроде каната, какой−то тяжёлый предмет. Посмотрев на свои часы, преподаватель сумел довольно точно определить ускорение свободного падения на Луне. Как он это сделал?
Надо смоделировать наблюдаемое явление как процесс свободных колебаний математического маятника.
Имея часы, можно определить период колебания Т. Длину маятника (каната) можно оценить по сравнению с ростом космонавта. Тогда ускорение свободного падения равно:
;
;
;
;
По данным наблюдений: l = 1 м; T = 5 c.
Следовательно, .