ГДЗ Обществознание 7 класс Боголюбов

ГДЗ Обществознание 7 класс Боголюбов

авторы: .
издательство: "Просвещение"

Раздел:

ГДЗ учебник по обществознанию 7 класс Боголюбов. Глава II. Практикум. Номер №2

Разделитесь по своему желанию на группы и распределите задания:
1. Подготовьте сценарий праздника «Россия − Родина моя».
2. Подберите стихи о родном крае. Что вам известно о поэтах, авторах выбранных стихов?
3. Подберите иллюстрации, показывающие красоты вашего родного края. Что вы знаете об авторах подобранных картин?
4. Подберите записи музыкальных произведений о Родине. Что вам известно о композиторах, музыка которых вам нравится? Попробуйте исполнить какое−либо из отобранных произведений.
5. Проведите опрос среди одноклассников, что для них является символом Родины. Привлеките к опросу родителей. Интересные ответы поместите на плакате.
6. Составьте маршрут экскурсии «Знай свой край», выберите для этого самые любимые места одноклассников.

reshalka.com

ГДЗ учебник по обществознанию 7 класс Боголюбов. Глава II. Практикум. Номер №2

Решение

1). Сценарий праздника «Россия − Родина моя»
Ведущий 1: Ребята, мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле! Вы уже знаете, как называется наша страна? (Ответы детей.) Правильно, у нашей страны удивительно красивое, звучное имя – Россия. Давайте повторим его вместе.
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по−славянски назвали − Россия.
Ведущий 2: Как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о нашей стране, в которой мы с вами живем России.
Слово Россия – общеславянское. Произошло от древнего названия государства Русь, а Русь от племени Росы, которые проживали на реке Рось.
Русь – страна рек, озер, гор и лесов.
Русь – страна света, тепла, добра.
Русь – страна великих людей, беззаветно любящих свою Родину.
Русских называют Россиянами, а страну, где они живут – Россией.
Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия – необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина? (Ответы детей).
Ведущий 1:
Родина – значит родная, как отец и мать. Родина – место, где мы родились, страна в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.
Ученица:
Ах, Россия моя, где слова отыскать,
Чтобы в песне моей о тебе рассказать:
О ромашках, озёрах, бескрайних лесах,
О полях, о просторах, о светлых мечтах!
И о том, как крепилась, покуда беда,
И о том, как гордилась сынами всегда,
Так звучи, моя песня, звучи же скорей,.
О, России, о Родине милой моей!
Ученик:
Будем в школу мы ходить,
И сидеть за партой,
И указкою водить,
Над широкой картой
Ученица:
Посмотрю на карту я:
Где тут Родина моя?
Вот она – моя страна,
Хорошо видна она!
Ведущий 2:
В нашей стране много всего самого удивительного: необыкновенно красивая природа, красивые города, удивительные люди. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на глобус. ( показываю детям Россию.) Вот такую территорию занимает Россия. Она расположена в двух частях света: в Европе и Азии; омывается тремя океанами: Северным Ледовитым, Тихим, Атлантическим. Когда на одном конце нашей страны идёт снег, то на другом – припекает солнышко.
Ведущий 1: Россия граничит с 16 другими странами. Ни у одной страны нет такого количества соседей. Границы России проходят и по суше, и по воде.
Ведущий 2: В России есть высокие горы. Выше всех − потухший вулкан Эльбрус, удивительная гора с двумя вершинами. В России есть глубокие озёра. Самое большое − озеро Байкал, глубже него нет на всей планете.
А сколько в России рек! Всех не перечесть. Великая русская река Волга − самая крупная в Европе.
Вот такая она удивительная, наша страна!
Ведущий 1: Ребята, а как же нам отличить нашу страну от других стран? (Ответы детей)
У него названий много:
Триколор, трёхцветный стяг−
С ветром гонит прочь тревоги
Бело− сине− красный…ФЛАГ.
Ведущий 2: Флаг − это отличительный знак, символ государства. Каждая самостоятельная, независимая страна имеет свой флаг, и сколько в мире стран, столько и флагов. И если сегодня на Земле больше двухсот стран, то у каждой из них свой флаг.
Ведущий 1: Российский флаг состоит из трех полос: верхняя полоска – белая, как чистый снег, средняя полоса – синяя, как ясное небо, а нижняя полоска – красная, как солнышко на рассвете.
Послушайте стихотворение о нашем флаге, и вы узнаете, что же означают эти три цвета?
Ученица:
Три полоски флага – это неспроста:
Белая полоска – мир и чистота,
Ученик:
Синяя полоска – это цвет небес,
Куполов нарядных, радости, чудес,
Ученица:
Красная полоска – подвиги солдат,
Что свою отчизну от врагов хранят.
Ученица:
Он страны великой самый главный знак −
Доблестный трехцветный наш российский флаг!
Ведущий 2:
Ребята, а где можно увидеть флаги или флажки? (Ответы детей).
Да, правильно, на зданиях, например, на Доме правительства. В праздники – украшают дома, улицы. Флаги можно увидеть на кораблях, самолётах, в руках солдат, спортсменов.
Если флаг на самолёте или корабле, он поможет узнать из какой они страны.
Ведущий 1: В современной России вопрос о смене флага был решен 22 августа 1991 года, поэтому 22 августа считается днем государственного флага Российской Федерации.
Российскому флагу люди, как святыне, отдают высшие почести, он развивается над государственными зданиями, на российских кораблях, над почетными пьедесталами спортсменов – победителей. Флаг – наша святыня, и мы должны относиться к нему с уважением и почитанием.
Еще одним символом Российской Федерации является Герб России.
Ведущий 2: Давайте рассмотрим герб России.
Что вы видите в центре? (Ответы детей).
Да, правильно, орла.
Расскажите о нём, какой он? (Ответы детей).
Но почему у орла две головы? (Ответы детей)
Ведущий 1: Это необычный орел, а волшебный орел – царь, повелитель всех птиц. У него две головы, потому что он должен смотреть во все стороны огромной страны и видеть всё, что происходит вокруг. Над головами орла три короны, а в лапах он держит знаки царской власти: похожий на волшебную палочку скипетр и золотой шар – державу.
− Как вы думаете, почему изображён орёл? (Ответы детей)
− Орёл на гербе обозначает силу, это значит, что государство – сильное и непобедимое. Это символ вечности России, необходимой защиты от врагов с запада и востока. Три короны над ним символизируют кровное братство трех славянских народов: русских, украинцев и белорусов.
Скипетр и держава в когтях орла – выражение непобедимости нашего Отечества.
В центре большого герба находится щит. На щите изображен всадник на белом коне. Воин вонзает копьё в страшного дракона. Кто же этот смелый герой? Это святой Георгий Победоносец − небесный покровитель, помощник всех отважных воинов. Рисунок, где изображен святой Георгий, побеждающий дракона, означает победу добра над злом. Этот щит и есть герб главного города нашей страны – Москвы. Потому что Москва – столица России.
Ведущий 2:
− Где можно увидеть герб? (Ответы детей)
− Его помещают на специальных пограничных столбах. Гости, которые приезжают из других стран, увидев герб и флаг, смогут определить, что приехали в Россию.
Я предлагаю вам рассмотреть монеты.
− Что вы увидели на монетах? (Ответы детей)
− Правильно, герб.
− Герб нужен не только для денег, он необходим для печатей, для важных документов.
Ведущий 1: Давайте поиграем в игру «Собери гербы».
Для того чтобы запомнить как выглядят гербы нашей страны и Москвы, давайте разделимся на две команды и соберем пазлы с изображением гербов на скорость.
Ведущий 2: Ребята, скажите мне, пожалуйста, что ещё кроме флага и герба есть у каждой страны? (Ответы детей).
− Верно, кроме флага и герба, у каждой страны есть свой гимн.
Гимн – это тоже символ, это торжественная песня. Гимн исполняют во время самых торжественных случаев. Во время исполнения все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.
Стихи Гимна написаны С. Михалковым на музыку А.В. Александрова. Наша страна встречает и провожает каждый новый день мелодией Гимна. Гимн слушают и исполняют стоя.
Сегодня, друзья, мы услышать должны
Главную музыку нашей страны.
Она называется коротко – “Гимн” (дети поют гимн)
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля,
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Ведущий 1:
Чтобы люди в нашей стране жили свободно и счастливо, чтобы всегда были порядок и справедливость, мы должны соблюдать правила, обязательные для всех, жить по основному закону нашего государства.
А какой основной закон вы знаете? (Ответы детей).
Правильно, это Конституция – основной закон страны, который определяет устройство государства, законы, права и обязанности граждан. 12 декабря отмечался праздник День конституции РФ.
Ведущий 2:
Ребята! Скажите, о каком конституционном праве идет речь в этих четверостишьях?
Сегодня праздник у меня
В школу я иду с цветами
А рядом мамочка моя
Мы с нею школьницами стали.
(Ответ. Право на образование).
Если заболею вдруг,
Помощь мне окажет врач
Вылечит он мой недуг,
Скажет ласково «Не плачь»
Ты здоров, и я здоров.
Нам нельзя без докторов.
(Ответ. Право на медицинское обслуживание).
Рады мама, папа, брат.
И я тоже очень рад.
У нас в семье веселье,
Поздравьте с Новосельем!
(Ответ. Право на жилище).
Ведущий 1: В свою очередь каждый гражданин России обязан:
соблюдать законы нашего государства;
выполнять правила, обязательные для всех,
Каждый гражданин России обязан:
соблюдать законы нашего государства; защищать Родину; беречь и охранять природу; учиться и трудиться;
Ученица:
Я буду учиться только на пять
Чтоб в будущем лучшим строителем стать
Построю театры, бассейны, больницы
И школы, чтоб дети могли в них учиться.
Ученик:
А я, когда вырасту, стану врачом
Приеду в город любимый
От многих болезней людей излечу
Чтоб вы не болели, я очень хочу.
Ведущий 2: У каждого человека есть Родина, и каждый любит её. Любит место, где он родился и живёт. Любит родные леса и поля, любит людей, с которыми он живёт, любит свой народ.
Ученица:
Что такое Родина наша?
Солнце, лес, дыхание пашен,
Сад в цвету, где не молкнут пчелы
И твой дом, и огни твоей школы.
Ученик:
Наша Родина − труд и праздник
Сто дорог для тебя самых разных
И любовь твоя к папе и маме,
И ты сам, не один, а с друзьями.
Ведущий 1: А какие пословицы и поговорки о Родине вы знаете ребята?
Дети:
− Родина любимая, что мать родимая
− Если дружба велика, будет Родина крепка.
− Жить – Родине служить.
− Родина мать, умей за нее постоять
− Нет в мире краше Родины нашей.
− Москва− что гранит, никто Москву не победит.
− Своя земля и в горсти мила.
− Любовь к Родине сильнее смерти.
− Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.
− Родина краше солнца, дороже золота.
− Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся.
− Говорят в Москве, а слушают по всей стране.
− Человек без Родины – что соловей без песни.
− Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей!
Ведущий 2: Будущее нашей страны во многом зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы любите свою Родину, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми людьми. Все граждане России гордятся Государственным гербом, флагом и гимном. Без этих отличительных знаков не обходится ни одно важное для страны событие.
Ведущий 1: Пока вы ещё не совсем взрослые, вы не можете ничего для России сделать. Но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться, Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся, и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.
Ведущий 2: Многие из нас говорят: «Мы любим Родину». Это очень важные слова, и надо иметь на них право. А право надо завоевать своим трудом, учёбой. Любить Родину− значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у Родины праздник, и страдать, когда Родине тяжело. И главное − беречь Родину!.
Ведущий 1: Вот и подошло к концу наше мероприятие.
Мы гордимся тем, что мы – Россияне!
Ведущий 2:
Закончим встречу дружной песней,
Её все вместе мы споём!
Нет на земле страны чудесней,
Чем та, в которой мы живём!
2) Антон Пришелец (Антон Ильич Ходаков) – советский поэт. Родился Антон 20 декабря 1892 (1 января 1893) в Саратовской губернии − в селе Безлесье Балашовского уезда в крестьянской семье. Антон Пришелец работал журналистом в Балашове, в 1922 г. переехал в Москву, где работал в редакции «Рабочей газеты». Антон Пришелец печатался в журналах «Красная новь», «Новый мир», «Недра», «Молодая гвардия», «Октябрь» и других...
Антон Пришелец − автор популярных песен: «У дороги чибис», «Ой ты, рожь», «Куда бежишь, тропинка милая», «Жизнь моя, любовь моя» и других. Среди соавторов песен Антона Пришельца — такие известные советские композиторы, как С. Прокофьев, С. Кац, С. Туликов, В. Мурадели.
Наш край!..
То берёзка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой ? !
От морей до гор высоких,
Посреди родных широт
Всё бегут, бегут дороги
И зовут они вперёд ! . .
Солнцем залиты долины,
И куда ни бросишь взгляд –
Край родной, навек любимый,
Весь цветёт, как вешний сад ! . .
Детство наше золотое
Всё светлее с каждым днем!
Под счастливою звездою
Мы живём в краю родном !
Михаил Львович Матусовский − советский поэт−песенник. Родился 23 июля 1915 года в самом центре Луганска, в доме по улице Петербургской (ныне Ленинской) в семье фотографа Льва Моисеевича Матусовского. Михаил Матусовский − автор всемирно известных песен «На безымянной высоте», «С чего начинается Родина», «Подмосковные вечера».
С чего начинается Родина?
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе,
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина...
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки что во поле
Под ветром склоняясь, растет.
А может она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина...
С окошек горящих вдали,
Со старой отцовской буденновки,
Что где − то в шкафу мы нашли,
А может она начинается
Со стука вагоннах колес,
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
С чего начинается Родина...
3) Заслуженный художник России Леонтий Алексеевич Арапов родился в Горьком.
Окончил Горьковское художественное училище и Белорусский государственный театрально−художественный институт. Работал преимущественно в пейзажном и портретном жанрах, сценографист, одно время был главным художником Нижегородского драмтеатра. У Леонтия Алексеевича была дача в Осинках, точнее дом его тёщи, где он много работал. У моих знакомых в частной коллекции есть работа Арапова «Вид на Михайловское из Фокина», квартира хозяев этой картины находится под мастерской Леонтия Алексеевича. Мастерская Леонтия Алексеевича была, наверное, самая лучшая в городе. Она находится наверху дома, который стоит напротив кинотеатра «Рекорд», оттуда открывается великолепный вид на Кремль, видна Волга и Ока. Сейчас это мастерская известной нижегородской художницы Натальи Панковой.
Решение рисунок 1
«Весна на Волге»
Решение рисунок 2
«Храм у воды»
4) «Гляжу в озёра синие» (Песня из телефильма «Тени исчезают в полдень») (слова: Игорь Шаферан, музыка: Леонид Афанасьев).
Композитор Леонид Афанасьев был военным лётчиком, командиром эскадрильи. За годы войны он сделал 116 боевых вылетов. Выполнял особо важные задания.
Однажды, возвращаясь с задания, он почувствовал смертельную усталость, понял, что до аэродрома может не долететь, и стал искать место для приземления. Когда он посмотрел вниз, то увидел безбрежную синюю гладь воды, в которой отражалось синее небо и облака. В этот момент в его голове зазвучала музыка, которая придала ему силы долететь до аэродрома. Вернувшись с задания, он срочно записал музыку, которая пришла к нему в полёте.
Игорь Шаферан уловил характер музыки и написал к ней слова, ещё не зная, что песне суждена очень долгая жизнь.
В 1971 году песня прозвучала в 5−й (заключительной) серии телефильма «Тени исчезают в полдень», и стала популярной.
«Малиновый звон» («Сквозь полудрёму и сон слышу малиновый звон...») (слова: Анатолий Поперечный, музыка: Александр Морозов).
Александр Сергеевич Морозов родился 20 марта 1948 года в Молдавской ССР.
Советский и российский композитор−песенник, эстрадный певец. Заслуженный
артист РСФСР (1989). Народный артист Российской Федерации (2004), Украины (2004) и Республики Молдова (2019).
Обучался в Ленинградском спортивном техникуме, Педагогическом институте имени Герцена, Ленинградской консерватории (3 курса).
Первая песня была написана в 1968 − «Травы пахнут мятою». Исполнителем песни выступил болгарский певец Борис Гуджунов.
За 50 лет творческой деятельности записал более 1000 песен. Среди них: «Малиновый звон», «Зорька алая», «Домик окнами в сад», «В горнице моей светло», «В краю магнолий», «Душа болит», «Любите, пока любится», «Камушки», «Фантазёр», «Мой голубь сизокрылый», «Папа, подари мне куклу» «Платье», «Блудный сын», «За кордон», «Улетели листья», «Белая ночь».
5) В результате опроса моих одноклассников, символами России являются: матрёшка, Красная площадь, медведь, берёза, самовар, балалайка, гармонь, валенки.
Решение рисунок 3
6) Экскурсия «Знай свой край»
Ученик:
Пушествие – это всегда познание и постоянный поиск.
Сегодня я приглашаю вас к путешествию – путешествию тропинками вашей малой родины – края, где вы родились и живёте, где вам всё дорого и знакомо с раннего детства, где вам легко дышится.
Мы заглянем с вами в каждый уголок нашего родного села Белавка. Путешествуя, вы узнаете об истории своего села, природе родного края, его культурных и архитектурных памятках. Образ родных мест – всегда в нашем сердце.
Родной край. Как он прекрасен и дорог! Всё здесь радует глаз, поднимает дух, рождает в сердце благие и тёплые чувства. Когда – то, давным – давно, по реке Белавка стали жить люди разумные, стали строить дома, полуземлянки, избы курные и стояли они летом под вётлами, а зимой под снегом. Случилось это, возможно, в начале Двойной улицы, в Йорзовке, в Святом конце, в Куличихе. И пошло село – малая родина для немалых жителей страны.
Вместе со мной вы совершите экскурсию по улицам нашего села и познакомитесь с их географическими названиями (топонимами).
Ученица:
Если скажут слово «Родина»
Сразу в памяти встаёт
Старый дуб, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка – скромница
И ромашковый бугор.
А другим, наверно вспомнится
Свой родной белавский двор.
Всюду степь от маков красная
Золотая целина.
Родина бывает разная
Но у всех она одна.
Ученик:
Вот мы въезжаем в село Белавка – наше родное село. Привольно раскинулось оно на самой окраине Нижегородской области. Не на всякой карте его можно найти. Но для тех, кто живёт здесь и работает, оно самое любимое.
Добро пожаловать на гостеприимную белавскую землю.
Приглашаю на экскурсию по родному селу «Нет ничего милей и краше, чем родная Белавка наша».
Белавка расположена в живописнейшем месте. Здесь можно наблюдать всю прелесть смены времён года в средней полосе России. Это и красота зимних вечеров, когда «буря мглою небо кроет …» и цветущие майские сады, когда словно невесты вишни стоят, васильковые поля и зрелые хлеба, пение соловья и переливы речных вод.
Решение рисунок 4
Ученица:
О светло светлая
Земля Белавская
Многими красотами украшена
Многих красотами, дивишь ты.
Дивишь ты Сурой рекой,
Полями огромными,
Птицами певчими,
Лесами высокими,
…Всего ты исполнена,
Земля Белавская!
Ученик:
Находится село в Воротынском районе Нижегородской области, справа от дороги федерального назначения «Москва – Казань», в 7 км. от слияния рек Суры и Волги, в 4 км от границы с Чувашской Республикой.
К объяснению названия в селе имеется несколько предположений:
«На берегу речки, на проходившем на нашей местности тракте, стояла белая лавка, впоследствии она сгорела. От этой белой лавки и произошло название села»
«На месте старой церкви поселился изгнанный из Нижнего Новгорода монах по фамилии Белкин. Сюда привлекло ещё несколько семей. Это место стали называть Белавкой. Она образовалась в 1550 году».
Ученица:
Давайте проедем по улицам села, послушаем, о чём шумят листья деревьев, о чём шепчут стены старых хат.
Первый объект нашей экскурсии – улица Горького.
Это общее название сплошной улицы села в честь писателя М. Горького. Задумывалось, видимо, что таким названием этой длинной и основной проходной улицы поднять значимость населённого пункта в масштабах одноимённой области. Обиходный вариант названия – улица Центральная.
На этой улице находится здание фельдшерско–акушерского пункта; здание, в котором находится администрация, отделение Сбербанка, почтовое отделение, магазин и Дом культуры, обелиск павшим героям Великой Отечественной войны 19411945 гг.
Решение рисунок 5
Решение рисунок 6
Ученик:
Стоит высоко над рекой
Героям обелиск.
Роняет под ноги легко
Берёза жёлтый лист.
О сколько горький дум и слёз
Оставила война.
На камне − русских мужиков
Простые имена:
Фомин, Артёмин и Хохлов,
Кувшинов Алексей,
Ильин, Елагин и Пестов,
Да Симонов Андрей...
Пришла победа майским днём
В дома российских вдов,
Сто тысяч бед в селе родном
На пятьдесят доров,
А те, кто жив, кто чудом уцелел,
Сегодня мы как чудо изучаем.
Но даже чуду, чуду есть предел
Всё реже их на улице встречаем.
Ученица:
Сначала мы с вами пойдём к обелиску и поклонимся памяти тех, кто ушёл и не вернулся с той страшной Великой Отечественной войны, кто остался лежать на полях сражений.. Память об односельчанах, не вернувшихся с фронта, свято хранят люди, живущие в нашем селе.
Большие людские потери понесла Белавка на фронтах Великой Отечественной войны. Немало из них с честью похоронены на местах былых боёв и при госпиталях. Однако до сих пор не известна судьба десятков, которые числятся пропавшими без вести. Сегодня, к сожалению, в селе не осталось в живых ни одного ветерана Великой Отечественной войны.
Ученик:
Дорогие ребята! Наша экскурсия продолжится по улице Садовая.
Официальное название Высокой линии с 1990–х гг. в связи наличием рядом колхозного сада в прежние годы. Сложилась в XIX веке перпендикулярно к Старой трассе от въезда в село на краю Высока поля.
Решение рисунок 7
Ученица:
Как приятно слышать пение птиц, наслаждаться запахом цветущих растений.
Слева от нас находится местный пруд. Пруд расположен между улицей Садовой и Святым концом. Летом на пруду плавает много уток, гусей и даже живёт цапля. Жители села приходят сюда ловить рыбу.
Решение рисунок 8
Ученик:
Сторона моя ненаглядная!
Несравненная! Неоглядная!
Лепестковых вьюг белоснежный рай,
И печальный крик журавлиных стай.
Сторона моя – самоцветы трав.
Кружевной узор молодых дубрав.
Родниковых струй серебристый смех,
Переливы зорь в синеве небес.
Как хочу тебя уберечь, спасти,
Чтоб могла ты жить и всегда цвести!
Ученица:
А мы с вами двигаемся дальше. И следующая улица нашего села – Святой конец.
Название части Белавки между Рудавкой и Селом, где население придерживалось старообрядческих традиций. Сегодня входит в начало ул. Школьной (прежде Церковной).
Решение рисунок 9
Ученик:
Красиво село не только природой. Если пройти по любой улице, можно увидеть красивые дома, где живут наши односельчане.
А сейчас мы находимся с вами на улице Школьная.
Официальное общее название Святого конца, Села и Куличихи с 1990–х гг. взамен «ул.Церковная». Название ул. Церковная связано с расположенной здесь церковью. На улице Школьной находится МБОУ Белавская основная школа, образованная в 1906 году. В школе есть компьютерный класс, библиотека, спортивная комната, комбинированная мастерская, столовая, светлые просторные учебные кабинеты. В школе проводятся праздники, утренники, интеллектуальные, творческие, развлекательные конкурсы, смотры художественной самодеятельности, викторины, предметные олимпиады, соревнования по различным видам спорта, организовываются походы по родному краю. Работают кружки по интересам.
Решение рисунок 10
Ученица:
На улице Школьная расположен храм Вознесения Господня и Николая Чудотворца. Построен храм в 1824 году на средства прихожан. В советское время храм был закрыт. В настоящее время храм возрождается, ведётся служба.
Решение рисунок 11
Ученик:
Наша экскурсия продолжается. И следующий объект нашей экскурсии – Куличиха.
Название улицы в Белавке в два порядка у кладбища, где прежде насчитывалось около 15 домов. Сегодня она – конец улицы Школьной. Её название возможно, произошло от прозвища Кулик (в связи с болотной птицей кулик) или болгарского личного имени Кулик.
Решение рисунок 12
Ученица:
Далее пройдя через Козин проулок мы с вами попадём на улицу Горького и спустимся вниз по улице.
Название западной улицы села, рядом с речкой – Полыновка. Сегодня включена в конечную часть ул. М. Горького. Её название возможно, связано со словом «полынь», но, вероятнее всего, с марийским словом полан «калина», которое в основе названия переиначено после на более знакомое «полынь». Здесь расположен виндовин.
Виндовин – это название заболоченного озера между Полыновкой и речкой, кладбищем и Нижней фермой. Говорят, здесь прежде были огороды полыновских жителей. Одна старуха на смертном одре попросила не обмывать и не переодевать себя после смерти, а велела похоронить в той же одежде и в том же виде в своём огороде. После того, как она закрыла глаза, соседи начали ломать себе голову: как же так? Мол, нехорошо будет, ведь при жизни старушку уважали, ни с кем она не ссорилась и надо бы её похоронить прилично. Они и не знали, что она была тайной колдуньей и что, если кто – нибудь увидит её тело, такое тело земля не принимает из – за дружбы с сатаной и наведения многочисленных порч, да и вообще колдун не умирает, это лишь люди считают, что он умер и хоронят в землю, но земля отвергает его тело из себя. И вот, чтобы помыть соседки раздели её, увидели на заду небольшой голый хвост и дырочки под мышками. Тем не менее помыли, одели, положили в гроб и отнесли в огород. Но, когда опустили в могилу, гроб начал тонуть и в мгновение ока исчез; скоро и земля вокруг начала валиться, люди еле успели разбежаться. Тогда и появилось здесь большое озеро, только со временем оно стало уменьшаться и заболачиваться.
Решение рисунок 13
Ученик:
Затем мы с вами повернём направо и окажемся в Грызловке. Название улицы поперечной Полыновке, сложившейся по дороге на Суру, где в прежние годы насчитывалось около 30 домов, на сегодняшний день домов здесь на много меньше. Имеет официальное название ул.Чкалова. Конец улицы непосредственно примыкает к Новой трассе. Говорят, что когда улица застраивалась, то люди очень сильно ругались между собой из – за участков земли, возможно отсюда и её название «грызловка». На этой улице жил последний ветеран нашего села Таланов Михаил Яковлевич.
Решение рисунок 14
Ученица:
А теперь мы с вами посетим заречную часть нашего села. И первая наша остановка – Деяновка. Это название части Шепырихи, расположенной по старой трассе. Возникла в XIX веке путём переселения крепостных крестьян (семей 15) из села Деянова Курмышского уезда (ныне Пильнинского района), приобретённых (выигранных) помещиком Шипиловым. Официальное название ул. Заречная, в связи с тем, что расположена от центра села, за речкой Белавка.
Решение рисунок 15
Ученик:
И последний объект нашей экскурсии, который находится по правую сторону речки Белавки − Шепыриха.
С 1990 г. имеет официальное название – ул. Заречная, в обиходе Заречье. В начале 20 века эта деревня состояла из следующих, и ныне существующих, прежде больших, улиц: Двойная, Гузниха, Баландиха, Околоток и Хутор. В старину включала также улицы на левой стороне речки Белавки. Название возможно относится к болгарскому слову шыпыр «метёлка» и связано с разбросанностью улиц.
Решение рисунок 16
Ученица:
На этом экскурсия по нашему селу подошла к концу. Я надеюсь, что она вам понравилась и вам захочется приехать к нам снова.
В. М. Васнецов сказал: «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории». Я согласна с его высказыванием, так как не любить своей истории, значит стать рабами чужого мнения.
А история народа складывается из тех маленьких традиций и обрядов каждого села, посёлка, города.
Вопрос сохранения культурно−исторического наследия, мы считаем, поднят очень своевременно. Мы с вами убедились, что наше село тоже имеет свои достопримечательности, и нам, его жителям, есть, за что его любить и прославлять.
Нашу экскурсию я бы хотела закончить стихотворением жителя нашего села Тимофеева Николая Павловича.
Решение рисунок 17
Моё село
Наша речка, как змейка петляя, течёт
Катит воды, свои тихо – тихо.
Над деревней моей утром солнце встаёт.
Просыпается рано Шпыриха.
Выхожу я на луг, и купаюсь в росе.
Воздух лёгкими пью, как бальзам.
По бугру, по тропинке спускаюсь к реке.
Где в низинах клубится туман.
А за речкой в Белавке поют петухи
Дойниками хозяйки гремят.
На скамейке степенно сидят мужики
С аппетитом махорку смолят
(или о политике всё говорят)
Ах, село ты моё. Прикипел я к тебе.
И не тянет меня в города.
Каждый день, каждый час
Благодарен судьбе
Что ты есть, что ты есть у меня.
Спасибо за внимание!