Изучение модификационной изменчивости и построение вариационной кривой
Оборудование:
Наборы биологических объектов (семена фасоли, бобов; колосья пшеницы; листья яблони, акации и др.) — не менее 30 (100) экземпляров одного вида; метр для измерения роста учащихся класса.
Ход работы:
1. Расположите листья (или другие объекты) в порядке нарастания их длины.
2. Измерьте длину объектов (рост одноклассников), полученные данные запишите в тетрадь.
3. Начертите таблицу в тетради. Подсчитайте число объектов, имеющих одинаковую длину (рост), внесите данные в таблицу:
Размер объекта V | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Число объектов n |
4. Постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака: по вертикали — частота встречаемости признака; по горизонтали — степень выраженности признака.
5. Сделайте выводы, ответив на вопросы: какие признаки фенотипа имеют узкую, а какие − широкую норму реакции? Чем обусловлена широта нормы реакции и от каких факторов она может зависеть?
1.
2.
Размер объекта V | 190 | 187 | 184 | 183 | 181 | 178 |
---|---|---|---|---|---|---|
Число объектов n | 1 | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 |
3.
Размер объекта V | 43 | 45 | 48 | 53 | 56 | 58 |
---|---|---|---|---|---|---|
Число объектов n | 1 | 1 | 2 | 4 | 5 | 6 |
4.
5. Вывод: Узкую норму реакции имеют качественные признаки фенотипа (например, такие, как цвет глаз, окрас, строение, группа крови, жирность молока). Более широкую норму реакции имеют количественные признаки фенотипа (урожайность, удойность скота, яйценоскость и тому подобные). Широта нормы реакции обычно обусловлена генотипом и напрямую зависит от степени важности определённого признака в жизнедеятельности организма.